Новую эру дал “феррум”

Работая в школе много лет, прихожу к выводу, что дети значительно хуже стали запоминать учебный материал по предмету “Химия”. Возможно, из-за того, что появилось много всякой “заманухи” в виде социальных сетей и компьютерных игр, которые все остальное делают для ребенка не таким интересным. Некоторые химические термины можно “зазубрить”, но через несколько дней они исчезнут из памяти. Как же облегчить изучение такого сложного предмета, как “Химия”? Хочу поделиться опытом накопленных мною эффективных приемов запоминания учебного материала.

Мозг человека очень хорошо запоминает изоб-ражения, поэ-тому боль-шин-ство приемов запо-мина-ния информации основано на воображении. Оно служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную. Чем более нелепой и необычной вам покажется ассоциация, тем глубже она врежется в память. Она хороша тем, что вызывает у детей эмоции, а значит, позволяет надеж-но запоминать и быстро воспроизводить то, что выучено. Также важно визуально представить себе то, что вы нафантазировали.

Для запоминания цифр надо представить их в виде картинок. Ассоциативное мыш-ление основано на ассо-циациях. Например, молярный объем газа (22,4 дм3/моль) можно представить в виде двух лебедей (две двойки) и перевернутого стульчика (четыре).

Чтобы что-то запомнить наи-лучшим образом, надо заинтересовать учеников. Например, при изучении темы “Химическая связь” можно использовать физкультминутки. Если учащимся неинтересно словосочетание “неустойчивое энергетическое положение”, прошу их встать и постоять на одной ноге. Спрашиваю, удобно ли им. Неудобно. А затем прошу встать на обе ноги. Все констатируют факт, что так удобнее.

Все атомы стараются завершить внешний энергетический уровень, т.е. дополнить его до восьми электронов. Это и будет энергетически устойчивым положением. Энергетически неустойчивое — это стояние на одной ноге, а устойчивое — на двух.

Стараюсь формировать эмоциональное отношение к запоминаемой информации.

Изучая ковалентную и ионную связь, привожу в пример детей, играющих в песочнице. Один ребенок отдает другому игрушку насовсем. Игрушка — это электрон (образуется ионная связь.) Другой ребенок тянет игрушку (электрон) к себе (ковалентная полярная связь). Дети играют общими игрушками (ковалентная неполярная связь).

Учащиеся вечно путают понятия катионы и анионы, даже если связывают их с женскими именами: Катя — хорошая (плюс), Аня — плохая (минус). Но не у всех есть такие ассо-циации. А вот котики (катионы +) — хорошие, их хочется погладить! Это запоминают все.

Можно использовать прит-чи. Умирал старый араб, у которого было три сына. Также у араба было 17 верблюдов. Позвал он сыновей и велел поделить наследство так: старшему — половина, среднему — 1/3, младшему — 1/9 часть. 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. Что делать?! Сыновья обратились за по-мощью к мудрецу. Он дал им своего верблюда, и с ним получилось 18. 17 + 1 = 18. А теперь без труда можно поделить 18 на все предложенные отцом части (18 : 2 = 9, 18 : 3 = 6, 18 : 9 = 2). Все сыновья поделили наследство (9 + 6 + 2 = 17), как завещал отец. Восемнадцатый верблюд мудреца помог решить проблему. Его возвратили мудрецу. Этот верблюд ассоциируется с катализатором, ведь катализатор не расходуется в химических реакциях. Это позволяет ребятам понять и запомнить, для чего нужен катализатор.

Очень хорошо соединять образы в воображении. Ученики часто путают процесс отдачи электронов — окисление. Привожу пример: если вы что-то теряете, вы огорчаетесь, лицо становится кислым (процесс окисления). Можно поиграть с буквами: отдать — окислиться, взять — восстановиться. Можно и так: “окислитель” — он грабитель.

Катод и анод тоже вызывают путаницу. Можно посчитать буквы: в слове “катод” — 5 букв, в слове “минус” — тоже 5; “анод” — 4 буквы, в слове “плюс” — 4 буквы.

Есть некоторые хитрости, позволяющие намного быстрее запомнить знаки химических элементов. Помогает кодирование запоминаемых сведений в образы и ассоциа-ции. Потерявшись в лесу, мы кричим “ау”, ищем золото — “аурум”. Чтобы запомнить, как называется свинец (плюмбум), надо произносить слово и стучать по столу: “плюм” — удар, “бум” — второй удар.

Данную методику я применила на практике. Разделила учеников 7 класса со средними способностями на две равноценные группы. Учащихся первой попросила запомнить символы, названия и произношение химических элементов. Проще говоря, попросила заучить информацию. С другой группой придумывали ассоциации на элементы. Результат превзошел все ожидания. Проверяя знаки на следующий день, я убедилась, что уча-щиеся второй группы запомнили их лучше. Они отвечали уверенно, с хорошим настроением. Ребята поделились своими рецептами запоминания с остальными учениками, и те включились в это интересное занятие.

Всем знакомы рифмы: “Кислота опасна, значит, будет красно” (окраска индикаторов в кислой среде), “Фенолфталеиновый в щелочи малиновый”.

Попросите детей сочинить “запоминалки”. Это очень интересное занятие!

“Новую эру миру дал “феррум”.

Феррум — полезно, это железно!”

“Хлор, фтор, бром, йод — все они, как водород” (с металлами проявляют валентность, равную единице).

“Калий, натрий, серебро с водородом заодно”.

“Магний, кальций, цинк и барий — их валентность равна паре”.

“Говорю негромко: “Жир”.

Ну а жир, представь, — эфир!”

Четко отразится в памяти функциональная группа спиртов. Спрашиваю: “Спирт или не спирт?” — “ОН, точно ОН!” (Функциональная группа — ОН.)

“Плотность мы легко найдем — массу делим на объем!”

В сочинение запоминалок включаются родные учеников. Это объединяет, вызывая положительные эмоции у всех членов семьи.

Не надо зубрить. Давайте лучше потратим время на создание различных ассоциаций и стихотворений. Это позволит детям надолго запомнить информацию. А процесс учения с использованием ассоциативных приемов принесет им радость.

Людмила ТИМОХИНА,
учитель химии средней школы № 15 г. Барани
Оршанского района.